Скоростные качества
«Бег на 10 м (с) – возраст 3-4 года»
По методике Г.П. Лесковой, Н.А. Ноткиной
Предварительная работа. На дистанции 10 метров отмечаются линии старта и финиша. До линии старта и после линии финиша на расстоянии 5-10 метров ставятся флажки. Готовят флажок, секундомер.
Методика обследования. Инструктор проводит несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног: для детей 4 лет - наклоны, приседания.
После разминки детям инструктор предлагает добежать до игрушки, как можно быстрее («Представьте, что вы самое быстрое животное»). Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественные и качественные показатели. Воспитатель вызывает на старт двух детей - двух мальчиков или двух девочек (остальные дети стоят или сидят на гимнастической скамейке). На старте дети принимают удобную им позу. Воспитатель подаёт команды: «Внимание» (поднимает флажок), «Марш» (опускает его). После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.
Во время бега дети подбадривают друг друга, называя по имени. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку.
Количественный показатель - время бега.
Средние показатели быстроты бега на 10 м (с ходу) (данные Е.Н. Вавиловой)
Возраст | Мальчики | Девочки | ||
Средний результат | Пределы колебаний | Средний результат | Пределы колебаний | |
3 года | 3,17 с | +/- 0,09 | 3,24 с | +/- 0,08 |
4 года | 2,92 с | +/-0,08 | 2,94 с | +/- 0,07 |
Качественные показатели (данные Е. Н. Ноткиной)
Младший возраст (3-4 года)
Высокий уровень – соответствие всем показателям.
Средний уровень - соответствие трем показателям.
Низкий уровень - соответствие двум показателям.
Данные заносятся в протокол обследования
Силовые качества
Физиометрические показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила правой и левой кисти) отражают функциональные возможности детского организма и служат объективными критериями всесторонней оценки физического развития.
1. Динамометрия.
Перед обследованием необходимо познакомить детей с прибором (динамометром) и рассказать, как им пользоваться. Во время тестирования ребенок принимает исходное положения: стоя, руки опущены вниз. Воспитатель дает указание взять в руку динамометр, при этом рука ребенка опущена и немного отведена в сторону. Затем воспитатель использует игровой прием и предлагает ребенку поднять «сетку картошки» - сильно сжать прибор.
Измерение силы правой и левой кисти осуществляется с помощью детского динамометра в положении стоя с выпрямленной и приподнятой в сторону рукой. Динамометр берется в руку стрелкой к ладони. Не разрешается делать резких движений, сгибать и опускать руку. Выполняются две попытки, сначала одной, потом другой рукой. Регистрируется лучший результат. Делается по две попытки каждой рукой, между попытками делаются 1-2 минуты отдыха. Результаты измерений фиксируются с точностью до 0,1 кг.
При тестировании воспитателю необходимо проводить калибровку динамометра.
Спирометрия. (При необходимости)
Жизненная емкость легких определяется методом спирометрии с использованием портативного спирометра (спиротест). Ребенок, стоя сначала делает свободный полный вдох и выдох, затем глубокий вдох и медленный выдох до «отказа» в трубку спирометра. Выполняется 3 попытки, регистрируется лучший результат.
Уровень развития мышечной силы и жизненной емкости легких определяется по таблицам возрастно-половых нормативов.
Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей
(данные Е.Н. Вавиловой)
Показатели | Пол | Возраст 4 года |
Сила мышц правой кисти (кг) | Мальчики | 4,0 — 8,0 |
Девочки | 3,5 — 7,5 | |
Сила мышц левой кисти (кг) | Мальчики | 3,5 — 7,5 |
Девочки | 3,5 — 6,5 | |
Жизненная Емкость легких (мл) | Мальчики | 900—1200 |
Девочки | 900—1150 |
Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у
контрольной линии разметки и бросает мяч из – за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.
Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет (если есть в программе)
Метание стоя во фронтальной стойке без шага вперед (см)
возраст | мальчики | девочки |
3 | 119-157 | 97-153 |
3. Прыжок в длину с места.
Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время, а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1x2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале, для этого может быть использована физкультурная дорожка.
Методика обследования. С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Детям предлагают попрыгать, как зайчики (прыжки с продвижением вперед).
После разминки инструктор предлагает детям встать около черты и перепрыгнуть через ручеек на другой берег (мат). Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками.
Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели), а также качественные показатели. Каждый ребенок делает три попытки.
Количественный показатель - длина прыжка (в см).
Средние результаты прыжков (см)
Возраст лет | Пол | В длину | |
с места | с разбега | ||
К 4 годам | М | 53,5-76,6 | — |
| Д | 51,1-73,9 | — |
Тест для определения уровня гибкости (выполняются наклоны).
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок,
Цель: определение гибкости.
Предварительная работа. Приготовить гимнастическую скамейку, сантиметровую ленту, флажок.
Тест 1. Оценить гибкость при наклонах туловища вперед из положения стоя. Тест проводится вместе с воспитателем. Ребенок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке) и наклоняется вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Инструктор по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребенок кончиками пальцев. Если ребенок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком « - ». Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «Достань игрушку».
Данные к.п.н. С. Прищепа
Показатели |
Возраст | Пол |
1-4 3-7 |
Гибкость (см) Наклон туловища вперед на гимнас-тической скамейке |
4 года |
М
Д
|
1-4
3-7 |
Тест на определение выносливости
(по методике М.А.Руновой)
Выносливость - это способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Она определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов. Бег на дистанцию 90 м.
Тест проводится с небольшой подгруппой (5-7 человек), сформированной с учетом уровня ДА детей. Участвуют инструктор, воспитатель и медсестра, которая следит за самочувствием детей.
Инструктору заранее необходимо измерить дистанцию беговой дорожки (в метрах) и разметить её – отметить линию старта и половину дистанции. Дорожка может быть расположена вокруг дошкольного учреждения. Дети подходят к линии старта. Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Воспитатель по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.
В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребенок.
Показатели бега в медленном темпе ( в секундах)
данные Г.П.Лескова и Н.А.Ноткина
Возраст | Дистанция, м | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4 года | 90 | 24,9 и > | 30,6-25,0 | 30,7 и < |
Уровень развития ловкости
Ловкость - способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Для определения уровня развития ловкости выполняется челночный бег.
Предварительная работа. На беговой дорожке выделяют 10-метровый отрезок: на старте - два мешочка с песком весом 200 г, на финише - стул. Для младшей группы дистанция не более 5м.
Методика обследования. Инструктор дает задание - пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмотрены две попытки.
Количественный показатель: время (в сек.), затраченное на выполнение задания.
Результаты челночного бега 3 х 10 м и обегания препятствий (сек).
(данные Е.Н. Вавиловой)
возраст лет | Челночный бег 3 х 10 м | Обегание препятствий | ||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
4 | 14,5 | 15,0 | 8,5 | 9,5 |
Тесты для определения ловкости и координационных способностей
(по методике М.А.Руновой)
Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).
Ребенок встает у контрольный линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). Ребенок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега.
Определение уровня развития координационных возможностей
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во-вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий.
Для определения уровня сформированности координационных способностей детям предлагают подбрасывать или отбивать мяч.
Тест. Определить ловкость при подбрасывании и ловле мяча.
Ребенок принимает и.п. (ноги на ширине плеч) и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно большее количество раз. Из двух попыток фиксируется лучший результат.
Предварительная работа. Готовят мячи диаметром 20 см.
Методика обследования. Инструктор предлагает детям 4 лет подбрасывать мяч, не сходя с места.
Количественный показатель: количество бросков и ударов.
4 года (м-15-25).
Определение качества ходьбы по методике Н.А.Ноткиной
Методика обследования ходьбы (время учитывается с точностью до 0,1 с).
Старт и финиш отмечаются линиями. Ребенок находится на расстоянии 2-3 м от линии старта. Он проходит 10 м до предмета (игрушки), расположенного на расстоянии 2-3 м за линией финиша. Задание выполняется 2 раза, фиксируется лучший результат.
Показатели ходьбы
Младший возраст.
1. Прямое ненапряженное положение туловища и головы.
2. Свободные движения рук (еще неритмичны и неэнергичны).
Показатели ходьбы (10 м в с)
Возраст. | Пол | Высокий | Средний | Низкий | |
|
| уровень | уровень | уровень | |
4 | м | 7,6 и < | 7,77-8,1 | 8,2 и > | > |
| д | 7,4 и < | 7,3-7,5 | 7,9 и > | > |
Результаты заносятся в протокол.
Равновесие
Известно, что равновесие (его сохранение и поддержание) является постоянным и необходимым компонентом любого движения. Задержка или недостаточное развитие функции равновесия влияет на точность движений, темп, ритм. Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах.
Детям трех-четырех лет рекомендуют несложные упражнения в равновесии. В основном они выполняются в движении: ходьба и бег между двумя параллельными линиями, начерченными на расстоянии 20—25 см друг от друга, между предметами, по доске или бревну, положенными на полу или на земле.
Методика проведения теста Проба Ромберга. ПРОБА РОМБЕРГА - оценка устойчивости статического равновесия. Стоя на одной (любой) ноге, другая согнута вперед и стопой упирается в колено опорной ноги, руки на пояс, голова прямо. По команде обследуемый принимает стойку и закрывает глаза. Включается секундомер. Фиксируется время в секундах до момента потери равновесия (покачивание, перемещение опорной ноги, касание пола согнутой ногой, падение). Даются три попытки, результат определяют по лучшей попытке и в секундах заносят в “Карту”.
Статическое равновесие (по методике М.А.Руновой)
(тест выявляет и тренирует координационные возможности детей)
Ребенок встает в стойку - носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером.
Из двух попыток фиксируется лучший результат.
Бег на дистанцию 30 метров
Бег — быстрый способ передвижения. В отличие от ходьбы бег более эффективно влияет на развитие всех групп мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной, а также нервной систем. Кроме того, бег укрепляет мышцы, связки внутренних органов. Бег способствует развитию быстроты, ловкости, глазомера, равновесия и других физических качеств.
Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, шири
на 3 м). На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии
старта, второй (с секундомером) — на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 —7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен
даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии
финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 — 5 мин)
проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.
Предлагаются две попытки, фиксируется лучший результат. Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.
Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.
Показатели бега на скорость (30 м в с.)
Возр.ст. | Пол | Высокий | Средний | Низкий |
лет | Уровень
| уровень | уровень | |
4 | м | 9,4-8,7 | 9,5--9,9 | 10,0-10,7 |
| д | 9,8-8,7 | 9,9-10,2 | 10,3-12,7 |
Определение качества метания (данные по Н.Ноткиной)
Метание относится к скоростно-силовым упражнениям. Оно способствует укреплению всех основных групп мышц, а также воспитывает силу, быстроту, ловкость, глазомер, гибкость, равновесие. Действия с предметами (мешочками с песком), мячами развивают кожно-мышечные ощущения.
Методика обследования метания. Метание вдаль проводится на площадке (длина не менее 10-20 м, ширина 5-6 м), которую следует заранее разметить на метры флажками или цифрами. Мешочки или мячи удобно положить в ведерки (коробки) для каждого ребенка. Воспитатель уточняет порядок выполнения задания: по команде бросить мешочек (мяч) в определенном направлении, затем по команде собрать мешочки (мячи). Метание в цель проводится индивидуально, каждому ребенку также дается по три попытки каждой рукой.
Для определения качества ОД - метания применяют метание мешочка весом 200 г. в даль.
Качественные показатели.
Младший возраст
1. И.п.: стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
Высокий уровень - соответствие всем показателям.
Средний уровень - соответствие трем показателям.
Низкий уровень - соответствие двум показателям.
Метание в горизонтальную цель.
1. Исходное положение: ноги слегка расставлены, рука перед собой (прицеливание).
2. Бросок: а) резкое движение рукой вверх-вниз; б) попадание в цель.
Метание вдаль.
1. Исходное положение: стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте.
2. Замах: небольшой поворот вправо.
3. Бросок: с силой (для сохранения направления полета предмета).
Показатели метания мешочка (150-200 г) правой и левой рукой вдаль (см)
Возраст (лет) | Пол | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4 | М прав. лев. | 5,5 4,8 | 4,1 3,4 | 2,5 2,0 |
Д прав. лев. | 5,2 3,7 | 3,4 2,8 | 2,4 1,8 |
Метание в вертикальную цель.
1. Исходное положение: а) стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, левая – впереди; б) правая рука согнута в локте, на уровне глаз (прицеливание).
2. Замах: правая рука слегка согнута в локте и поднята вверх. В. Бросок: а) резкое движение рукой от плеча; б) попадание в цель.
Показатели лазания (Лазание по гимнастической стенке)
Методика обследования лазанья.
Проверка движений проводится индивидуально. Необходимо расположить маты около снаряда. Возможны предварительные попытки (одна-две). Начало подъёма сопровождается командами: «Приготовиться», «Марш». Каждому ребенку дается по три попытки, учитывается лучший результат. Одновременно с оценкой качества движений фиксируется время подъёма и спуска.
Достаточно разнообразные действия, характеризующиеся тем, что в перемещениях участвуют не только ноги, но и руки. Эти упражнения способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, укреплению основных групп мышц (особенно косых мышц, мышц живота, стопы и кисти). Кроме того, они оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную системы, на воспитание гибкости, координации движений, глазомера, а также смелости и других качеств.
Лазанье по гимнастической стенке ( по Г. Лесковой и Н Ноткиной)
Младший возраст.
1. Крепкий хват руками. Поочередный перехват руками рейки.
2. Чередующийся шаг.
3. Активные, уверенные движения.
Высокий уровень - соответствие трем показателям.
Средний уровень - соответствие двум показателям.
Низкий уровень - соответствие одному и меньше показателю.
Ползание выполняется по гимнастической скамейке длиной 6 м (две скамейки по 3 м подряд). Ребенок становится перед торцом скамейки в положении согнувшись, руки в упоре о скамейку. По сигналу – ложится на живот и ползет, подтягиваясь руками. Доползая до конца скамейки – хлопок по подставленному кубику или полу как сигнал финиша.
Определение качества прыжков
Прыжок в длину с места.
Младший возраст
4. Приземление: мягкое, на обе ноги.
Этот тест можно проводить в физкультурном зале на поролоновом мате, на котором нанесена разметка через каждый 10 см. Тестирование проводят два человека – первый объясняет задание, следит за тем, как ребенок принял исходное положение для прыжка, дает команду «прыжок»; второй воспитатель замеряет длину прыжка (с помощью сантиметровой ленты).
Ребенок встает у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Второй воспитатель измеряет расстояние от линии старта до пятки «ближней ноги» с точностью до 1 см.
Делается две попытки, в карту заносится лучший результат. Следует давать качественную оценку прыжка по основным элементам движения: исходное положение, энергичное отталкивание ногами, взмах руками при отталкивании, группировка во время полета, мягкое приземление с перекатом с пятки на всю стопу.
Внимание! Если ребенок после приземления упал или сделал шаг назад, то следует засчитывать попытку и фиксировать тот результат, который отмечается в момент постановки ног на опору.
Для повышения активности и интереса детей целесообразно разместить несколько ярких предметов на расстоянии 15-20 см за матом и предложить ребенку допрыгнуть до самого дальнего из них.
Показатели прыжков в длину с места (см)
Возраст, лет | Пол | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
4 | м д | 70,0 и > 70,0 и > | 58,0—69,5 60,0—69,0 | 57,0 и < 59,0 и < |
Показатели | Пол | Возраст | |
3 года | 4 года | ||
Скоростно-силовые качества (см) 1.Прыжок в длину с места. |
М Д |
47.0-67.5 41,5-61,9 |
53,5-76,6 51.1-73,9 |
Высокий уровень - соответствие всем показателям.
Средний уровень - соответствие трем показателям.
Низкий уровень - соответствие двум показателям.
Нижегородская область
Арзамасский район
р.п. Выездное
МБДОУ № 34 "Чиполлино"
Персональный сайт инструктора по ФИЗО
Зеленовой Галины Александровны
Все фото детей, их работы размещены на сайте с письменного разрешения родителей (законных представителей)
Нижегородская область Арзамасский район р.п. Выездное МБДОУ № 34 "Чиполлино"